Александр Сайбединов |
ПЕДАГОГ ПОЭТ  ХУДОЖНИК |
|
|
Учитель А. Сайбединов Светленский лицей открыт 1 сентября 1995 г. на базе экспериментальной педагогической площадки, занимающейся проблемами создания качественной эффективной модели художественно-эстетического обучения и воспитания в системе образования. Светленский лицей - это авторская модель образовательного учреждения, разработанная и внедренная по проекту Сайбединова А.Г., гармонично соединившая две образовательных системы: систему общего образования и новую авторскую систему творческого развития личности. Лицей решает проблемы развития и совершенствования массового образования, это элитарное учебное заведение по содержанию образования, а не по составу, в лицее, расположенном в пригородном сельском поселке, обучаются все желающие. Доступность образования Светленского лицея - это принципиальный момент в его концепции, усиливающий значимость внедрения в обра-зование творческого, духовного начала необходимого для всех учащихся, только через обретение которого можно выйти на новый качественный уровень эффективности обучения. Именно эта идея лежала в основе решения об открытии с 1-го сентября 2001 г. интернатского отделения для учащихся области и других регионов с присвоением статуса «Губернаторский». Сегодня в лицее успешно обучаются учащиеся из далеких поселков и деревень области. Первые выпускники интернатского отделения, проучившиеся два года в лицее, смогли сегодня успешно поступить в ВУЗы по творческим специальностям художников, архитекторов и дизайнеров. Губернаторский Светленский лицей, используя принципиально новую структуру моделирования художественно-эстетического образования и воспитания в системе общего образования, соединил в себе две системы образования в единую программу гармоничного развития, воспитания и формирования личности. Однако это не специализированная художественная школа - это лицей, где учатся все желающие. Светленский лицей - это новая модель образовательного учреждения, где предметы художественно-эстетического цикла выведены на качественно новый уровень преподавания. Введены такие предметы, как изобразительное искусство, основы дизайна, история изобразительного искусства, практическое рисование или изобразительная философия, которые преподаются по авторским программам А.Г. Сайбединова. В Светленском лицее введена структура многоступенчатого обучения, которая состоит из 3-х ступеней, создающих условия для творческого роста учащихся, отсеивающая сквозь «творческое сито» более одаренных ребят с одной ступени на другую. Третья ступень обучения подразумевает более углубленное академическое обучение и открывает перед учащимися значительные творческие перспективы. В 10-11-х классах учащиеся третьей ступени обучения получают качественное допрофессиональное образование. Данная модель многоступенчатого обучения нашла широкое применение и в других образовательных областях, что позволяет открыть возможность для дифференцированного развития способностей учащихся с выходом на конечный результат. Внедрение в содержание образования качественного эффективного блока предметов художественно-эстетического цикла, как предметов творческих, оказывающих огромное влияние на формирование творческой личности учащегося увеличивает эффективность и качество обучения в целом, в том числе и в области точных и прикладных наук, а также обладает неоценимым положительным ресурсом в формировании мировоззрения, высокой человеческой духовности и обретения истинных ценностей, что особенно значимо сегодня, когда общество и цивилизация стоят на пороге духовного кризиса. ВЫВОД: Внедрение подобной модели максимально смогло бы приблизить творчество к сухой образовательной системе, так как открытие у каждой школы ДХШ и др. просто не возможно, а это значит, что имея две-три школы ДХШ на многотысячный город мы превращаем естественным образом творчество в элитарную недоступную для общества форму образования личности, что особенно актуально для сельских школ, оторванных от культурных центров. Модель применима для массового тиражирования, так как методическое, организационно-структурное обеспечение достаточно экономично и не требует больших финансовых затрат. Необходимо главное глубокое осмысление самой идеи, целей и задач. Значимость эксперимента для ведомства Качественное решение проблем данного направления с педагогической, научной и практической отработкой результатов позволит: - получить для системы образования РФ цельную модель учреждения. (Со всеми необходи-мыми компонентами, обеспечивающими внутреннее качественное содержание механизма обучения и воспитания, позволяющего качественно поставить систему образования в ситуацию развития и выйти, тем самым, из ситуации обучения результатом развития, которая находится в положении ушедшего поезда.) Значимость опыта для общества (околофилософское отступление) Вопросы воспитания личности, освещенной идеями добра и созидания, очень актуальны для нашего общества и для всей цивилизации в целом, которая судорожно пытается ответить на вопросы бытия и, как правило, эти ответы носят бессистемный характер, хотя еще в школе мы должны детям обозначить те истинные ценности, которые и лягут в основу формирования их личности. И именно с этих позиций формирование высокой духовности у подрастающего поколения – это проблема номер один у общества. Всем внутренняя интуиция подсказывает, что это важно, что духовность, соприкосновение с нравственными ценностями не только с теми, которые уже состоялись в культуре, но которые ты обрел сам, в своем созидательном, творческом поиске, внимательно вглядываясь в мир — сильно влияют на формирование человека! И это не вечный спор между лириками и физиками. Это спор за жизнь, или с жизнью. Именно спор с жизнью, который ведет человечество, особенно на протяжении последних десятилетий и лежит в основе кризиса, — кризиса духовности общества. И система образования, конечно, не могла не впитать в себя тот агрессивный лозунг ПОБЕДИТЬ!, а не главный, на мой взгляд, — РАДОВАТЬСЯ ЖИЗНИ! И когда мы спрашиваем ученика: «Зачем ты учишься, зачем тебе образование?» — то, почти всегда получаем ответ: «Затем, чтобы поступить в вуз, затем, чтобы хорошо жить и т.д.». И все в будущем склонении, редко когда услышишь: «а мне нравится!». А ведь именно от того как мы ответим для себя на главный вопрос – зачем образование? Мы можем правильно сформулировать свои задачи и выйти на извечный вопрос – в чем смысл жизни? На который, на мой взгляд, есть один ответ, с малыми двумя вариантами: смысл жизни – в радости, но для одних это: а) в агрессивном ожидании радости, у других: б) ощущение радости (как состояние жизни). И если вот это рассматривать с точки зрения образования: а) то ожидание радости - это процесс обучения навыкам жизни с предполагаемым получением ощущения радости в результате; б) ощущение радости – это процесс обучения получения радости в процессе созидания, в процессе творчества (когда человек выступает творцом изначально, а не затем когда – либо, а именно сегодня и именно сейчас, и не в повторении твоего, а в ощущении радости от созданного собой, что и позволяет ему чувствовать себя творцом и радоваться жизни сегодня). Творчество – радость и радость творчества – это и есть гармония образования и гармония в образовании. Поэтому, если рассматривать человека как объект обретения знаний, то мы увидим, что знания, необходимые для гармонического развития личности, востребованы как бы двумя измерениями человека – физическими и духовными. – В физическом мире человека, то есть для обеспечения механизма существования, знания востребованы лишь как двигатель в развитии и совершенствовании самих механизмов существования. – А в духовном мире человека, знания востребованы как мир эмоций, чувств, перерастающий в потребность творческого созидания. И именно гармоничное развитие этих двух миров человека и должно лежать в основе задач формирования содержания образования, как необходимое для создания условий гармоничного развития личности, где радость жизни является не целью жизни в будущем, а ее содержанием сегодня. На сегодня образовательное поле больше ориентировано на учебные дисциплины, которые должны обучать механизмам совершенствования самого существования человека, не боясь возможной страшной действительности – когда он спросит: «А зачем?», так как эти учебные предметы в силу своей специфики и задач не могут дать ответ ему на этот вопрос. Не может теорема Пифагора, при всей ее безусловной необходимости, дать возможность окунуться в жизнь вечной природы, не может дать возможность рассказать о том, что у него есть свои мысли, радости и переживания, и когда ребенок на уроках ИЗО рисует на тему «Я хотел бы природе помочь вот чем!» – он уже определяет свои нравственные ценности. Только гармоничное сочетание двух задач в образовании: обретение знаний и развитие духовности, творчества может дать обществу человека–творца, человека – созидателя. |
За сегодня:   | Сайт создан АВС 2015 |